Скрыть результаты поиска
Архив Театры
Спасибо. Ваш голос принят!

Александр Филиппенко: Как я стал злодеем, или Коровьевские штучки

2011-12-09 01:20

Собираясь на встречу с народным артистом России Александром Филиппенко, поговорить хотелось о многом: о шестидесятых, в которых началась его актерская биография, о ролях в театре и кино, об эстраде и литературе  – например, о «Мастере и Маргарите» – романе, экранизированном дважды, и оба раза не без участия Александра Георгиевича. Но, как известно, журналист предполагает, а маэстро располагает…

Александр Филиппенко располагает к себе моментально и навсегда – даром, что его по праву можно назвать заслуженным злодеем российского кинематографа. Кстати, его новая эстрадная программа так и называется: «Как я стал злодеем».

…И вот дверь распахнулась, и в холл гостиницы Амбассадор легкой пружинистой походкой вошел Александр Георгиевич – в элегантной черной рубашке, зауженных, как у стиляг 60-х, клетчатых брюках и спортивных туфлях с английскими флагами на пятках. Коровьевские штучки – вопросы о «Мастере и Маргарите», разумеется, отпали сами собой.


– Это будет очень жесткое интервью – я Вас так урою! – садясь в кресло, произнес Александр Георгиевич и посмотрел на меня, как дон Рэба на Румату Эсторского.

– Александр Георгиевич, – решился я задать первый вопрос, – как получилось, что Вы стали главным злодеем нашего кино?

– Актерская профессия очень зависима. Тебе предлагают роль, и ты можешь либо не соглашаться, либо соглашаться. Но уж если соглашаешься, значит, полностью доверяешься режиссеру. А играть злодеев интересно, ведь злодей – это человек действия. Мне доводилось видеть злодеев в жизни, что-то для своих ролей я перенял у них. Однажды мне даже довелось вести концерт в тюрьме! Мне и сегодня часто предлагают роли отрицательных персонажей, но я отказываюсь, мне это уже не интересно.

– Тем не менее, Вы иногда и в сериалах снимаетесь, например, в «Бедной Насте» и «Моей прекрасной няне»…

– Сериалы – это катастрофа, полный упадок и режиссерской, и актерской профессии. Это ужасно! Помню, как после таких вот съемок я прибежал на Ленфильм, где долго бил себя по щекам, дескать, Саша, вернись, ты в другом мире! А вот эстрада – совсем другое дело, здесь я волен выбирать свое – авторов, которых люблю: Гоголя, Зощенко, Платонова, Довлатова, Солженицына… Правда, прокатчики порой кривятся, дескать, Солженицын это сложно, зал не соберем. Конечно, сложно! На моих концертах зрители должны работать, должны включаться с первой секунды! Пропустил чего-то – и все, ты пропал. И ведь зритель работает! Вы не представляете, какое это удовольствие – в какой-то момент повесить паузу: в зале такая тишина, что слышно, как у зрителя в голове шарики крутятся. А после концерта – как после бани, полное опустошение: обмен энергией произошел, все отдано. Кстати, о Солженицыне: я программу по его произведениям показал в нескольких закрытых городах на Урале – и везде полные залы! Так что нечего нашего зрителя обижать, все он понимает. Я и в цирке выступал с хором Минина, и по приглашению нового мэра на Дне Москвы у памятника Есенина… Актер должен выступать! Я себя называю переводчиком с авторского на зрительский. Идите от автора – так нас учили в Щукинском училище. И сегодня, выступая перед студентами театральных училищ, я всегда говорю: идите на эстраду, делайте номера – только тогда все будет, только тогда вас узнают и зрители, и режиссеры!

– Вы часто называете себя шестидесятником…

– У нас в 60-х не было проблемы выбора. Как в одном из своих спектаклей сказал Сергей Юрский, «Мы жили в тесноте и неволе, где у нас была свобода плевать на эту тесноту и неволю». А сейчас появилось столько толкователей того времени, так лихо научились выступать, так лихо передергивают и перетасовывают факты! Все это телевидение, желтая пресса… А новое поколение во все это верит, кивает головами… И мне порой советуют, дескать, думайте, Александр Георгиевич, по-другому. Да как по-другому?! Сохранились ведь живые свидетели того времени – писатели и их книги, которые я со сцены и перевожу с авторского на зрительский. А вы уж сами решайте, что из всего этого оставить, что выбросить, как ненужный хлам, что перечесть, а что, может быть, и прочесть впервые.

– Александр Георгиевич, хотелось бы еще поговорить с Вами о кино…

– Сейчас мы готовим эстрадную кинопрограмму, которая будет называться «Как я стал злодеем». Собираем пленки… То есть, это раньше были пленки, а теперь DVD. Так вот, это будет некое путешествие в мои работы в кино, где я покажу и Коровьева, и Азазелло, и остальных своих героев. В декабре мы покажем эту программу в Петербурге и Москве, а потом и в других городах. А кино – да что с ним сделается? Не умрет оно, не переживайте…

Не успел я закрыть блокнот, как Александр Филиппенко, коротко попрощавшись, исчез, словно его здесь и не было, оставив после себя лишь неуловимы аромат – нет, не духов или дорогого одеколона, а чего-то особенного. Может, прошлого? Скорее, настоящего – того настоящего, которое писатели называют вечным…



Ботинки с английским флагом носили Марк Болан, сэр Мик Джаггер, а ввел их в обиход Элтон Джон, тоже, кстати, сэр. Но у тех флаги были на носках ботинок, а у Филиппенко – на пятках. Знай наших!

В фильм «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко Александр Филиппенко попал по чистой случайности. Актер живет недалеко от описанных в романе Патриарших прудов, и вот однажды, прогуливаяь там с друзьями и показывая местные достопримечательности, Александр Георгиевич наткнулся на съемочную группу. И тутже, без проб, был приглашен режиссером на роль Азазелло.

С 1995 года Александр Филиппенко является руководителем театра «Моно-Дуэт-Трио», в репертуаре которого литературно-музыкальное шоу «Поезд на Чаттанугу, или Когда мы были молодые», моноспектакль «Мертвые души» по Н.В.Гоголю, «Фальбала» – спектакль-дуэт по роману Ф.М.Достоевского «Бедные люди», вечер одноактных пьес Вацлава Гавела «За вашу и нашу Свободу», а также несколько литературных программ по произведениям С.Довлатова, М.Жванецкого, А.Солженицына и А.Платонова. В 1999 году за спектакль «Мертвые души» Александр Георгиевич был удостоен Государственной премии РФ.


Премьера авторской программы Александра Филиппенко Как я стал злодеем состоится 17 декабря в Мюзик-холле
АК
Александр Филиппенко: Как я стал злодеем, или Коровьевские штучки

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Поле не заполнено или содержит недопустимые символы.
Имя: E-mail:
Комментарий:
  Сообщать о новых комментариях.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...