Скрыть результаты поиска
Архив Театры
Спасибо. Ваш голос принят!

Господа Головлевы

2015-10-01 00:18

Господа Головлевы Кирилла Серебрянникова - сложносочиненный, серьезный, бескомпромиссный спектакль. Главная тема здесь - распад семьи, история гибели рода. В исполнении Евгения Миронова Иудушка Головлев, один из самых жутких и одновременно ярких персонажей русской литературы, обретает впечатляющую выразительность и зловещесть. Врочем, в этой постановке все персонажи до единого придуманы и сыграны точно, остро. Они - уродливые осколки страшного, мертвого, а в театральном смысле - невероятно интересного и притягательного мира.

«В этом великом романе столько правды про нас, что эту правду в таком концентрированном виде трудно воспринимать, вернее, слишком больно. Но ввиду того, что у нас за 150 лет ничего не изменилось, то и актуальность этого текста первостепенная... Головлев - человек, который построил свою жизнь на духовной подмене, на эрзацах. А такая жизнь обязательно разрушится. Это как бы история о строительстве Вавилонской башни…»
Кирилл Серебренников, интервью газете «Ведомости»

«Это попытка предъявить нам классическую историю гибели семьи в ее постмодернистском изводе - с резкими перепадами из эпики в фантасмагорию, а оттуда - в едкий щедринский фельетон… У Серебренникова меньше полутонов, но больше броской плакатной точности. Нет глубины, но есть выпуклость. Действующие лица похожи у него на мелкую нечисть, решившую жить сообразно людским порядкам, а владения Головлевых, несмотря на отдельные приметы советского быта - ундервуд, школьные формы сироток с фартучками, - ни с каким конкретным временем не связаны. Это место вообще вне времени и даже вне жизни. Это гиблое место. Оно напоминает разом загон для убоя скота, какое-то потустороннее зазеркалье, покрытый белыми мешками-сугробами погост. И мастер умертвий Порфиша чувствует себя на этом погосте хозяином. Он не просто мерзок. Он именно что богомерзок - ласковый душегуб с интонациями князя Мышкина. Антихрист опасен своим удивительным сходством с Христом. Иудушка Миронова страшен в первую очередь своим пародийным сходством с самым светлым героем русской литературы. Смирение без способности к прощению, самоограничение без способности к самопожертвованию, боязнь греха без способности к любви - это недохристианство хуже безбожия. В нем не отрицание, но извращение истины. И оно - точно от лукавого. Едва ли не главной и совершенно изумительной придумкой мхатовского спектакля является то, как крестятся здесь персонажи. Кто-то совершает мелкие движения от плеча к бедру, кто-то чертит у груди эдакие треугольники. Но ни один не совершает крестного знамения целиком. Кажется, соверши его кто-то хоть раз, и все вокруг рассыплется в прах, как в какой-нибудь киношке про упырей. Но удивительнее и точнее других «крестится» Иудушка. Он быстро водит пальцами ото лба к причинному месту, напрочь пропуская горизонтальное движение. Это действительно здорово придумано. Ведь для христианства взаимоотношения человека с Богом (вертикаль) и взаимоотношения с другими людьми (горизонталь) в равной степени важны. Но в мире, сочиненном Серебренниковым, нет человеческого измерения. Только вечное блуждание между низом и верхом, бренным и бестелесным».
журнал «Эксперт»

«Евгений Миронов играет главного персонажа головлевского плена. Он муха, вша, бесцветная мышь, как хотите. Тщедушный, блеклый, на лице, как на сером листе, можно изобразить что угодно: силу, напор, испуг, похоть, гнев, восторг и так далее… Трусость Иудушки у Миронова граничит с ненавистью, он же всю Россию готов призвать к ответу; азарта нет, но целеустремленность очевидная. Он не разговаривает, а тиранит, демагогически вынимает душу из тела, каждый раз «петлю накидывает». Но вся штука в том, что актер играет «банальность», маленького человека-обывателя, стремящегося к власти над каждым. Деспотия посредственности, гордыня, амбиции «никчемного червя». Он скупой рыцарь, ричард 3, сатана, самозванец, змей-искуситель - все с маленькой буквы. Оттого и страшно, что неприметен, говорит монотонно, точно муха жужжит. Его насилие повседневно, здесь никому не выжить, а смерть приходит словно освобождение - мгновенно. В финале спектакля у этого изолгавшегося, опустошенного, почти бесплотного человека, душа и совесть которого так истончились, сжались; у Иудушки-Миронова и сил нет - ни осознать, ни раскаяться. Выпотрошенная душа. Самоубийца».
газета «Экран и сцена»

Режиссер - Кирилл Серебренников
Художник - Николай Симонов
Художник по костюмам - Кирилл Серебренников
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Композитор - Александр Маноцков
Ассистент режиссера по пластике - Сергей Медведев

Артисты: Алла Покровская, Сергей Сосновский, Евгений Миронов, Эдуард Чекмазов, Алексей Кравченко, Сергей Медведев, Юрий Чурсин, Ксения Лаврова-Глинка, Екатерина Соломатина, Евгения Добровольская, Юлия Чебакова, Мария Зорина, Анастасия Дубровская, Сергей Сосновский, Олег Тополянский, Виктор Кулюxин

Продолжительность спектакля - 3 часа 30 минут.

 

инфо-Ант

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Поле не заполнено или содержит недопустимые символы.
Имя: E-mail:
Комментарий:
  Сообщать о новых комментариях.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...