Скрыть результаты поиска
Архив Концерты
Спасибо. Ваш голос принят!

Ницше и ницшеанство в музыке

2010-09-28 16:21

10 октября в Большом зале филармонии первый концерт из  нового цикла «Концерты с сюжетом» даст достаточно пищи для сердца и ума чутких слушателей, ибо тема его - Ницше и ницшеанство в музыке - является пробным камнем интеллектуальных баталий на протяжении последнего столетия. Если симфоническая поэма «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса стала своего рода классическим шлягером благодаря начальному мотиву, многократно растиражированному в заставках телепередач, то «Месса Жизни» Фредерика Дилиуса, что прозвучит вслед за Штраусом, практически неизвестна санк-петербургскому слушателю; в нашем городе она будет исполнена впервые.  

Английский композитор, Ф.Дилиус творил на рубеже XIX и XX веков. Его жизнь была полна причудливых поворотов: он жил в Америке, изучая негритянский фольклор; много лет творчески был связан с Норвегией и Данией, дружил Э.Григом, Б.Бернсоном, Г.Ибсеном. Перебравшись во Францию, Дилиус попадает под влияние импрессионизма. В то же время Фредерик Дилиус был, возможно, самым преданным  из всех композиторов, обращавшихся к творчеству Ницше.

«Я считаю Ницше единственным свободным мыслителем современности и самым мне симпатичным; одновременно то же могу сказать о нем как о поэте. Он чувствует Природу. Сам я не верю ни в какую доктрину, кроме как в Природу и в великие силы Природ». Эти слова Дилиуса из письма к Ф. Хезелтайну от 27 июля 1912 г. могут служить ключом к «Мессе Жизни». Текст мессы, написанной для солистов, хора и оркестра, был составлен другом композитора, дирижером Фрицем Кассирером (при непосредственном участии самого Дилиуса) из избранных фрагментов «Заратустры».

Первое знакомство с творчеством Ницше было для Дилиуса настоящим откровением. Это произошло в конце 1880-х годов, во время его поездки в Норвегию. Дилиус прочел «Заратустру» на одном дыхании, будучи не в силах оторваться от книги. Через два года, в 1898 г., Дилиус написал пять песен на стихи Ницше из «Веселой науки» и положил на музыку «Ночную песнь Заратустры». Это одноименное произведение для солирующего баритона с оркестром позже стало частью «Мессы жизни» (1904–1905) — одного из самых значительных произведений композитора.

Программа из произведений Р.Штрауса и Ф.Дилиуса, объединенная сюжетом «Так говорил Заратустра» Ф.Ницше, прозвучит в Большрм зале филармонии в исполнении Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии  и хора Смольного собора под управлением Мартина Браббинса (Великобритании). Солист Игорь Головатенко.

О сюжетах рассказывает Самуил Лурье, один из самых известных российских литераторов и эссеистов,  лауреат премии Вяземского, действительный член Академии русской словесности, член жюри многих литературных премий.
инфо

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Поле не заполнено или содержит недопустимые символы.
Имя: E-mail:
Комментарий:
  Сообщать о новых комментариях.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...