Скрыть результаты поиска
Архив Фильмы недели
Спасибо. Ваш голос принят!

Шепоты и крики

2011-03-14 04:09

Шепоты и крики - один из самых знаменитых шедевров мастера, собравший свыше десятка международных наград; картина, которую чаще других рассматривают в качестве квинтэссенции бергмановского стиля. Лучшая лента шведского классика и одна из величайших картин в истории мирового кино.

Картина, страшная, как смертный крик, помещает зрителя в дом умирающей от туберкулеза. Вы видите, как утром ее лицо искажается болью почти сразу же после того, как она просыпается. Боль, страдания, постоянные приступы удушья, хрипы, потрескавшиеся губы, измученная плоть - все снято так, как будто бы ощущаешь запах пота, смерти и болезни, поразивших дом, в котором живут больная и ее сестры. Влияние болезни и смерти Агнесс на двух ее сестер, Марию и Карин, - вот формальный сюжет этой тяжелейшей драмы. Но помимо боли и смерти физических, есть и боль, которую люди, в данном случае персонажи картины, причиняют друг другу. Бергман, сострадательный певец человеческого горя, продолжает свое исследование плоти и души, их взаимосвязи, духовной слепоты и эгоизма, выдержав всю ленту в темных, красных и белых тонах, ассоциирующихся с гниением. Каждый кадр оператора Свена Нюквиста говорит больше, чем страницы литературного текста.

Шепоты и крики - произведение метафизического совершенства, покорившее даже самых яростных противников шведского мастера кино, картина о смерти, реквием, в которой поэзия неизбежно сочетается с музыкой, в данном случае с "Мазуркой" Ф. Шопена и "Сарабандой" И.С. Баха, "Реквием" Моцарта. "Название вообще-то взято у одного музыкального критика, который, рецензируя квартет Моцарта, писал, что "он словно слышал шепоты и крики"" - вспоминал Бергман.

Но главное все-таки не музыка, главное - цвет и лики: "Все мои фильмы, - продолжает режиссер, - могли быть черно-белыми, кроме "Шепотов и криков". В сценарии написано, что я задумывал красный цвет как выражение сути души. Ребенком я представлял себе душу в виде дымчато-синего, похожего на тень дракона, некоего громадного парящего крылатого существа - наполовину птицы, наполовину рыбы. Но внутри дракон был сплошь красный".

Лики Бергмана - лица "четырех актрис, обладающих безграничным дарованием", лица Харриет Андерссон (умирающая Агнеса), Ингрид Тулин (несчастная в замужестве Карин), Лив Ульман (красавица Мария) и Кари Сильван (подобная Святой Деве служанка Анна). Лица, становящиеся Ликами.

Шепоты и крики - самый трагичный, самый безысходный шведского мастера. Одна из вершин его творчества, когда музыка, поэзия и живопись создают неразрывный замкнутый круг, одновременно страшный и притягательный, простой и мудрый, искусственный и житейски убедительный.



Режиссер снимал фильм на свои деньги, и поначалу ему не удалось найти кинокомпанию-дистрибьютор для проката фильма в Америке. На помощь пришел всем известный ремесленник Роджер Корман и его компания New World, снимающая и реализующая исключительно фильмы категории B. 
Иноекино

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Поле не заполнено или содержит недопустимые символы.
Имя: E-mail:
Комментарий:
  Сообщать о новых комментариях.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...