Скрыть результаты поиска
Архив Фильмы недели
Спасибо. Ваш голос принят!

Аватар (3)

2011-03-14 04:09

 Итак, премьера фильма "Аватар" таки-состоялась. Она и не могла не состояться, ибо, как однажды заметил вождь мирового пролетариата, она неизбежна, как крах империализма. А еще он сказал, что важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк. А когда произведение искусства совмещает в себе и то и другое, то оно обречено стать архиважнейшим. Что, собственно, и случилось.

Двенадцать лет (цифра, согласитесь, магическая) после«Титаника» Джеймс Камерон не снимал художественных фильмов. И вот всплыл-таки, как призрак Дикаприо, с «Аватаром» – фантастической историей за 300 миллионов долларов о планете Пандора, где земляне пытаются найти общий язык с местными жителями.Сколько уж фильмов было снято о пришельцах, но, пожалуй, впервые в роли пришельцев выступили земляне. И попали то ли в зоопарк, то ли в цирк. Вот только в качестве кого? - на этот вопрос пусть каждый посмотревший "Аватар" ответит самостоятельно, то есть в меру собственной испорченности нашей, земной, цивилизацией. Что толку навязывать свое мнение, ведь каким бы аргументированным оно ни было, 300'000000 баксов, даже учитывая инфляцию, все равно перевесят.

Фабула фильма проста, как мир: у каждого может быть свой аватар. Особенно, если этот каждый оказался на загадочной планете Пандора (тем, кто в детстве читал мифы Древней Греции или, хотя бы, братьев Стругацких или, в качестве образовательного минимума, не слушал Procol Harum, это имечко должно кое-что поведать). Джейк Салли, главный герой фильма, и не читал, и не слушал. А то б хрен кто заманил его на эту, вернее, ту еще планету. А что вы хотите от бывшего морского пехотинца, а ныне прикованного к инвалидному креслу ветерана? Образ до боли знакомый - у нас в Петербурге таких ветеранов в метро пруд пруди. Вот только не каждому из российских ветеранов локальных вооруженных конфликтов выпадает шанс обрести новую жизнь в теле странного трехметрового существа, называемого аватаром. Эти самые аватары людям на Пандоре просто необходимы, дабы установить связь с местным населением.

Ну а дальше все по наработанной голливудской схеме. Но, аватар меня побери, красиво, с размахом! Еще бы - не сделать красиво за 300 миллионов басурманских денег - это ж нужно было бы умудриться. В итоге зрители получили коктейль из боевика, комедии, триллера и мелодрамы в одном флаконе. А ведь не нами сказано: не надо мешать водку с портвейном, а он "коктейль, коктейль"... У, хиппи бородатый! Впрочем, уже не бородатый - перед всемирной премьерой "АватараДжеймс Камерон бороду сбрил. По признанию режиссера, чтобы детей не пугать.

Так кто же все-таки такой этот Аватар? В философии индуизма аватар есть ни что иное, как воплощение ипостаси Бога. Дословный перевод с санскрита – «нисхождение». На языке пАдонков аватар - всего лишь автор. Впрочем, одно другого не исключает.

...А в одном из московских кинотеатров, укрывшись от посторонних глаз в кабинке туалета, нервно курил Тимур Бекмамбетов... Или кто-то, очень на него похожий...

Афиша фильма «Аватар» предоставлена сайтом kinoafisha.ru.

Артур Кегельбан

Комментарии (3)

Дорогой гость 2010-02-27 10:26:33
И снится нам трава, трава у дома....
Ольга Бортнюк 2010-02-27 10:00:09
АВАТАР. 1 января наша стая решила посмотреть языческий фильм. И мы его посмотрели. ПЕРВЫЙ раз в Новом году, ПЕРВОГО января, в ПЕРВОМ ряду. Как известно, каждое произведение искусства характеризуется формой и содержанием. Большинство философов сходятся на том, что форма определяет содержание. Поэтому – пару строк о содержании, и к нему мы вернёмся после разглагольствования о форме. В этом фильме талантливой рукой режиссёра менялись человеческие представления о добре и красоте. А теперь о форме. Фильм посвящён одному современному структурному принципу жизни. Современному – потому что этому структурному принципу жизни посвящена масса современных произведений искусства, например, романы В.О. Пелевина. Принцип следующий: персонажи фильма переживают одновременно две разных реальности. Фильм включает в себя элементы различных культур: античной (древне-греческой), западно-европейской (с креном в теологию), древне-русской (языческой, пантеистичной по сути). Режиссёр сводит воедино элементы различных форм и получает на выходе некую синкретическую форму – микст из компьютерной игры, Апокалипсиса и театрального действа в духе сценария праздника на Ивана Купалу. В итоге – море креатива. Содержание же следующее. Там есть демиург, и он – в погонах (оказывается, военизированность верховной, жреческой власти – не только извечно русский дискурс, но и западно-европейский). И есть две реальности (два мира), между которыми возможно налаживание связи и транспортных путей сообщения. Один мир встроен в другой, по принципу матрёшки. В финале фильма оказывается, что мир №2 – это всего ОДНО дерево, аналог прекрасного Эдемского сада. Там лев щиплет траву, ягнёнок пасётся рядом, и человеку они не страшны. Зато страшен человек из другого мира – он ГЛУП, несмотря на весь масштаб человеческой мудрости. «Какой ты глупый, глупый!» – восклицает одна из красавиц Эдема. Эта человеческая мудрость на территории Древа – тщета, суета сует и печаль в духе Екклесиаста. Такая мудрость не спасает, но, напротив, противопоставляется духовному наследию Древа и ожесточает местное население, включая братьев наших меньших – львов, леопардов, динозавров и прочую Божью тварь, какую «не видел глаз» и «не слышало ухо» в мире №1. И этот экзотический мир с людьми, флорой и фауной на уровне фантастики можно, оказывается, просто выкорчевать. Что и собирается сделать демиург. Прошли времена потопа, огненного дождя с серой на провинившиеся города, Ангела с мечом у врат Рая. Пришло время новых технологий, и демиург в погонах владеет ими в совершенстве. В фильме осознанно опошляется мотив патриотизма: служить Родине – уничтожить Эдем вкупе со всей его духовной информационной средой, предать Родину – сохранить Рай. И тут на сцену жизни выплывает парадокс: оказывается, наш Рай – всего лишь одно дерево, хотя и очень большое и волшебное. В детстве я читала сказку о девочке, которая пошла за грибами в лес и заблудилась; остановилась под деревом и плачет; слышит – на дереве птичка очень красиво поёт. Девочка посмотрела наверх, а там – вроде лесенки; девочка полезла по лесенке на дерево и нашла там целый мир с домиками, животными и волшебными человечками. Похоже, режиссёр фильма тоже читал эту сказку в детстве. В парадоксе с размерами мира и Рая есть зерно: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Рай может быть в сердце, в доме как крепость, на работе, на даче, в обществе друзей. Какой Рай выбрать, лучше решать в индивидуальном порядке, у нас в стране демократия. Важно, что Рай – локальное пространство, территория света. И киновариант вроде совпадает с эталоном. По поводу крена в теологию: библейские аллюзии в фильме не исчерпываются миром Эдема. Следующий библейский мотив – проблема с ногами у главного героя: «Слабый скажет – я силён». Именно его, слабого главного героя, мир №1 избрал для ответственной дипломатической миссии в Эдеме. Именно его приняли и даже женили в мире №2. Когда-то ветхозаветный Иаков всю ночь боролся с Богом и стал Его одолевать. А под утро попросил для себя благословение. «И коснулся Некто бедра Иакова», и охромел тот на одну ногу. Хромота и благословение – вот особый дар! Режиссёр фильма заранее «посадил» своего героя в инвалидную коляску, а затем отправил в мир иной – на дерево. В другой реальности герой попал в ночную переделку – всю ночь боролся с фантастическими животными, а под утро был принят племенем Древа. Вселенная устроена гармонично и стремится к балансу. Ограничения свободы передвижения в мире №1 компенсируются другим видом свободы: всеми благами рая. Недостаток, испытываемый в одной реальности, приводит к преимуществам в другой, по принципу фотографического негатива: чёрное – это самое настоящее белое. Духовное преобразование интеллектуального сообщества и простых смертных закончилось переоценкой ценностей: предательство было презентовано как геройство, откровенное уродство – как мировой эталон красоты. А жизнь без хвоста – ущербна. Так что – отращивайте!
Meltorman 2010-01-02 01:53:48
Почему почти все критики считают этот фильм шедевром мирового кинематографа несмотря на огромное количество компьютерной графики и, соответственно, минимальную игру актеров? Ну никак не получается у американцев найти эту золотую середину – чтоб, как говорится, и волки целы, и овцы сыты, чтоб и вашим, и нашим. А что, собственно, требуется нашим? Между строк им нужно или, применительно к кинематографу, между кадров. Такки вот шо я вам скажу за это... Главный смысл этого фильма заключается в том, что современный человек потерял связь с природой, он не может более жить с ней в гармонии. Банально? – а нет ничего правильнее банальных, проверенных временем, истин. Не нами сказано. Едем дальше. Помимо главного смысла картины, в «Аватаре» я увидел намек на политику США последних двадцати лет, в частности, касательно Ирака. Народец дикий, необразованный, некультурный, неграмотный и на всю голову больной, зато живущий на земле, в которой скрыты огромные богатства. Из-за них то и начинается война. Собственно, (опять-таки не нами сказано: «люди гибнут за металл»). А народец – да и хрен с ним, с народцем. Они и нефтяную трубу то обслужить не в состоянии, таки шо с них взять? Поначалу америкосы пытались обтяпать свои делишки мирно, по-хорошему, но не тут-то было! Как ни странно, но просто так никто ничего отдавать не захотел. Ну и пускай, пускай будет по-плохому. А ирония в том, что главным героем стал простой инвалид-морпех, который до этого подобной херней только и занимался. Но лишь увидев обратную сторону войны, понял истину, цену войны для этих аборигенов. Ну и, разумеется, потрясающая графика, любовь (второстепенно, но все же), красивейшая девственная природа, которую человек разрушает ради все того же бабла. Ведь флора и фауна не зря показана столь красиво, красочно. Надо просто усилить ощущение того, что уничтожает человек. Появляется желание остаться на этой планете. Гармония этих наави с природой поражает даже этого прибабахнутого морпеха. Она его и переманила. Гармония. Ибо (и снова нельзя не вспомнить классика) красота спасет мир. И морпеха в том числе. В заключение стихотворение, сочиненное моим глубокоуважаемым товарищем Сергеем касательно смысла этого фильма: Мораль сей басни такова, Её поймёт даже еврей, И не про камень ведь она, Природа страдает от наживы людей. А те, кто шли на «Аватар» только чтобы поглазеть на последние достижения компьютерных технологий, так ничего и не поняли. А жаль…

Добавить комментарий

Поле не заполнено или содержит недопустимые символы.
Имя: E-mail:
Комментарий:
  Сообщать о новых комментариях.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...