Скрыть результаты поиска
Архив Выставки
Спасибо. Ваш голос принят!

Ветер в соснах...

2010-08-26 03:24

Выставка в Николаевском зале Зимнего дворца представляет шедевры из коллекции Национального музея Кореи. Ветер в соснах - название старинной мелодии, исполняемой на традиционном щипковом инструменте комунго. В корейской поэзии шум ветра, заблудившегося в кронах вековых сосен, то глухой, то звенящий, символизировал самый чистый, настраивающий на возвышенный лад, звук. В искусстве Кореи отразилась живая душа ее талантливого народа, сосредоточилась огромная творческая энергия, воплотилось представление о прекрасном.

В экспозицию вошли 354 предмета, включающие произведения от неолита до Нового времени: находки из раскопок царских курганов; памятники буддийской скульптуры VII-XVI веков; керамика и фарфор III-XVIII веков; свитки на шелке на буддийские сюжеты, жанровая живопись, портреты, а также ряд произведений прикладного искусства, образцы письменности и старопечатные книги. Двенадцать экспонатов имеют статус "Национальное сокровище".

Среди изделий эпохи бронзы (1000 год до н. э. - 300 год н. э.) на выставке представлены все основные типы археологических находок, относящихся к этому времени. Поясные крюки в форме лошади, появившиеся под влиянием "звериного" стиля кочевых народов северной Евразии. Тонкий составной кинжал се, с выступающей нервюрой, усиливающей прочность клинка (подобный тип кинжалов был изобретен непосредственно в Корее). Бронзовые зеркала с геометрическими узорами из тончайших гравированных линий. Бубенцы, использовавшиеся во время церемонии поклонения духам предков.

В конце I века до н.э. на территории Корейского полуострова формируются три государственных образования: Когурё - на севере полуострова, Пэкче и Силла - на юге. Этот период, известный как "период Трех Государств", длился до VII века, когда вся территория страны объединилась под властью Силла. Художественные процессы в Когурё, Пэкче и Силла протекали не синхронно, но взаимные контакты и влияние культур Китая, Индии и Сасанидского Ирана обогатили искусство Трех Государств.

Изделия, обнаруженные при раскопках захоронений правителей государств и знати, свидетельствуют об усложнении религиозных представлений и совершенствовании технологий в работе с различными материалами. Появляются керамические сосуды в форме животного или человеческой фигуры, которые использовали в похоронном обряде или во время церемонии поклонения духам предков. Предполагается, что они выражали пожелание благополучного вознесения на небо души умершего, и после проведения церемонии помещались в могилу усопшего.

Всемирной известностью пользуются золотые украшения, найденные в гробницах правителей Силла: браслеты, серьги, кольца, пояса и шесть корон, одна из которых представлена на выставке. Предполагается, что обнаруженные в погребениях короны из тонкого листового золота имитировали другие, более прочные короны, использовавшиеся во время торжественных церемоний при жизни государя. Корона в форме обруча с изображением символов жизни - дерева и оленя, возможно, имеет связь с верованиями кочевых народов Севера.

В конце IV века Когурё принимает из Китая буддизм, позднее распространившийся по всему Корейскому полуострову и сыгравший огромную роль в формировании художественного сознания эпохи. Археологические раскопки на территории дворцовых и храмовых комплексов свидетельствуют об использовании буддийских образов и символов в оформлении зданий. Представленные на выставке кирпичи и кровельные черепицы украшены цветами лотоса, олицетворявшими в буддийском учении чистоту, фигурами бодхисаттв и небожителей, масками фантастического зверя, служившими оберегами от сил зла. Интерьеры буддийских монастырей декорировали стенными росписями и скульптурной пластикой, выявлявшими представления об основах мироздания и воплощавших такие идеи как милосердие, сострадание, духовное самоуглубление. Появляются образы Будды Шакьямуни, проповедующего Учение, Майтреи - будды будущего, многочисленных бодхисаттв, принявших обет избавить людей от страданий. Ранние образцы корейской пластики созданы под влиянием искусства Китая времен правления династии Северная Вэй (386-534). В бронзовых статуях Когурё, Пэкче и Силла чувствуется угловатость жестов, скованность поз, статичность, и вместе с тем им свойственно изящество и тонкое очарование архаики. Новые для корейских государств идеи и образы были восприняты и на протяжении VI-VII веков послужили основой для сложения в местной пластике самобытных черт. Изображение Майтреи, одного из наиболее почитаемых бодхисаттв, будды грядущего, выполнено уже с учетом местных традиций и представлений об идеальной красоте: удлинены пропорции фигуры, статика нарушена легким наклоном корпуса, бесплотность стала выражением духовности.

Со времени объединения Трех Государств в 668 году развитие культуры и искусства обретает новый импульс. Введение общегосударственного языка и письменности способствовало преодолению различий между удаленными регионами. Интенсивней становятся контакты с танским Китаем, повлекшие приток в страну новых товаров и новых идей. Могущество буддийской церкви, обеспечивавшей заказами мастеров и художников, привело к высокому взлету корейского искусства, особенно скульптурной пластики в VIII веке. Скульптуре Объединенного Силла присуще большее стилевое единство, расширился круг сюжетов, свободнее стали средства выражения.

В конце IX-X веков страна погружена в междоусобные войны, завершившиеся падением власти Силла и основанием государства Корё (918-1392). В XI-XII веках усилилось влияние буддийской школы сон (кит. чань), которая меньшее значение придавала ритуалу и каноническим изображениям. Спад заказов на буддийскую скульптуру повлек за собой изменения в соотношении видов и жанров в искусстве Корё. Ведущую роль заняла мелкая пластика и прикладное искусство. Наиболее выдающимся художественным явлением того времени стала керамика. Тонкостенные сосуды, разнообразные по форме и назначению, покрывали бледной голубовато-зеленой глазурью. Этот цвет в Корее получил название писэк, "цвет зимородка". Позднее в Европе сосуды стали называть селадонами, по имени героя французского пасторального романа XVII века, носившего одежду палево-зеленого цвета. В оформлении селадонов использовались различные, во многом новаторские техники: рельефная лепка, штамповка, подглазурная роспись железистыми и медной красками, инкрустация цветными глинами сангам.

В 1392 году страна была объединена под властью Ли Сонге, основателя новой династии Ли. Государство получило новое название - Чосон, "страна утренней свежести". Официальную поддержку получило конфуцианство, что привело к большей сдержанности, практичности и безыскусности культуры и искусства. Одним из важных событий в культурной истории страны стало изобретение в XV веке корейского алфавита и подвижного металлического шрифта. Началась работа по переводу на корейский язык и изданию классических конфуцианских сочинений. При дворе государей было организовано специальное ведомство, в подчинении которого находились художники и скульпторы - Академия живописи Тохвавон (позднее переименованная в Тохвасо). Живопись была признана основным видом изобразительного искусства, так как мастерское владение кистью считалось одной из конфуцианских добродетелей. Поэты, ученые, даже политические деятели увлекались художественным творчеством и заняли достойное место в истории корейского искусства.

К XV веку сложилась жанровая структура живописи на свитках. Ведущее положение занимали жанр "цветы-птицы", тесно связанный с каллиграфией, и монохромный пейзаж, в его традиционном виде, сформировавшемся в Китае. Позже появляются анималистическая живопись, портрет и бытовой жанр. Картины писали на шелке и на бумаге водорастворимыми красками (полупрозрачными или плотными, похожими на гуашь). Выше всего ценилась черная тушь, богатая оттенками и тональными нюансами, дающая сухой штрих и мягкое пятно. Великолепный пример живописи тушью дает картина прославленного художника Хам Юндок "Верхом на осле" (вторая половина XVI века). На фоне дерева, написанного широкой свободной кистью, тонкой, подвижной линией очерчен силуэт путника, погруженного в размышления. Создается впечатление, что картина воспроизводит сцену из строк танского поэта Чжэн Цишань "Когда стелется снежная буря, возвышаюсь на спине осла".

Ни в одной стране Дальнего Востока портрет не занимал столь значительного места как в Корее. Развитие портрета началось еще в первые века н.э., когда художники Когурё писали портреты усопших в погребальных камерах. Позднее, в правление династии Ли, портретная живопись достигла высокого мастерства. Официальные портреты светского характера отличает подчеркнуто реалистическая трактовка лиц, четкость силуэтов и декоративная проработка костюмов.

В пейзаже XVIII века главным становится воспевание родной природы. Пристальное внимание к корейским ландшафтам, красоте гор характеризует пейзажи Чон Сон (1676-1759). На картине "Вид храма Чонянса", написанной для веера, изображен не умозрительный, как было принято раньше, а вполне реальный пейзаж.

В XVIII веке растет популярность жанровой живописи. С юмором изображал жизнь обычных людей - занятия в конфуцианской школе или традиционную борьбу сирым - Ким Хондо (1745 - после 1816). Син Юнбок (1758 - ?) остро подмечал тонкости взаимоотношений праздных гуляк и развлекавших их танцовщиц кисэн.

Изделия прикладного искусства эпохи Чосон характеризуются большим мастерством и разнообразием. Совершенствуется производство керамики и фарфора. В начале эпохи Чосон на смену корёскому селадону приходит керамика пунчхон. Сосуды пунчхон имеют черепок серого или серо-белого цвета, поэтому поверхность изделия покрывали ангобом (белой глиной), по которому наносили краской либо вырезали орнамент. В отличие от селадонов эпохи Корё, сосуды пунчхон отличаются большей простотой, свободой и живописностью декора. Корейский фарфор принято разделять на белый (пэкча) и расписной. С XV века начали производить фарфор с подглазурной росписью кобальтом, который сначала поставляли из Ирана через Китай, а затем научились добывать из местных руд. К XVI веку изделия, расписанные синим кобальтом, стали основными изделиями корейских керамических печей.

Уникальной техникой, изобретенной в Корее и использовавшейся в народных промыслах, можно считать технику хвагак - полихромную роспись на тонких пластинах из рога буйвола. Техника стала популярной в поздний период Чосон и применялась в декоре преимущественно "женских" предметов: шкатулок для шитья, шкафчиков, комодов.
platonov@imsi.ru

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Поле не заполнено или содержит недопустимые символы.
Имя: E-mail:
Комментарий:
  Сообщать о новых комментариях.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...