Скрыть результаты поиска
Архив Выставки
Спасибо. Ваш голос принят!

Современные датские шпалеры

2015-05-31 17:51

Выставка современных датских шпалер в полной мере иллюстрирует идею скандинавского дизайна.

Неброские и простые на первый взгляд узоры датских ковров полнее раскрываются при ближайшем рассмотрении, демонстрируя разнообразие ткацких фактур и материалов, как современных, так и традиционных – европейских и восточных. В организацию «Датская шпалера», созданную в 1994 году, входят двадцать три художника-ткача, живущих в разных частях Дании. На экспозиции представлены работы двадцати одного художника из членов группы и двух приглашенных авторов.

На протяжении XX века датские ткачи упорным трудом добились своей индивидуальности в ткацком искусстве и получили признание за ту значительную роль, которую они играли в международной славе датского дизайна. В начале века сотрудничество художника и мастера было чрезвычайно важно. Позже ткачи стали сами себе дизайнерами и показали, что они способны создавать произведения как очень большого формата для украшения зданий и залов, так и дизайн функционального домашнего текстиля для практического применения. Когда в конце XIX века возрос интерес к традиционным ремеслам, в Дании уже не существовало традиционного шпалерного ткачества, которое могло бы послужить основой для его возрождения.

Небольшая группа женщин, вдохновленных тем, как в Швеции было организовано обучение ремеслу, начала изучать забытое искусство. В первых десятилетиях XX века были исполнены заказы национального уровня. Знаменитые мужчины-художники изготавливали картоны, а ремесленники, в данном случае женщины, ткали шпалеры, соблюдая иерархию, традиционно установленную между художником и ремесленником; это было характерно для всех заказов. Традиция шпалерного ткачества по эскизу художника сохранялась в Дании до 1933 года, когда закрылась последняя крупная шпалерная мастерская.

Тем не менее, время доказало, что в Дании того времени трудно было истребить искусство ткачества: открывались мастерские, ткачи выпускали небольшие уникальные вещи. Появились и другие мастерские, которые стали производить текстиль практического назначения. Вторая мировая война и годы после нее приостановили развитие текстильного производства, из-за нехватки материалов ткачи перешли на изготовление функционального текстиля. В 1968 году в Музее декоративного искусства в Копенгагене (ныне Музей дизайна) состоялась выставка, на которой несколько молодых датских ткачей совершили прорыв в шпалерном ткачестве, восстав против норм.

Шпалеры освободились от стен и квадратных конструкций и стали трехмерными, стояли на полу или свисали с потолка. В середине 1980-х годов возрос интерес к классическому шпалерному ткачеству. Хотя эксперименты с необычными материалами и авторскими техниками не были совсем заброшены, группа «Датская шпалера» показала, что ограниченная форма тоже дает широкое поле для художественного выражения и по-прежнему воспринимается как независимая форма искусства. Экспонируемые шпалеры разделены по таким темам, как: «Старинный пейзаж», «Конструктивизм», «Мир искусства», «Передавая традицию», «Воспоминания», «Природа-Культура» и «Свет». Эти темы универсальны и очерчивают источники вдохновения художников: природа и пейзажи, в том числе городские, воспоминания, восхищение великими произведениями искусства.

Раздел «Старинный пейзаж» представлен работами трех художников-ткачей: Нанна Хертофт, Анне Марие Эгемозе и Маргрете Аггер. Хотя Дания небольшая страна, там все еще можно найти нетронутую природу или старинные места и памятники каменного, бронзового, железного века и эпохи викингов. Силы природы и пейзажи со следами древних культур до сих пор представляют собой источник вдохновения для датских ткачей. Следующий раздел «Конструктивизм» представляют Рут Малиновски, Нане Ниссен, Элизабет Рюде, Йетте Тюссен. В их шпалерах сильный акцент сделан на абстракцию, но конструкция и структура также важны в композиции каждой шпалеры. Эти мастера работают с нефигуративными формами, линиями и геометрическими элементами: круг, треугольник, квадрат и прямоугольник.

Вдохновленные природой или городским пейзажем, они проверяют базовые компоненты визуального искусства и вплетают их в концентрированный тканый образ.

Еще одна тема «Мир искусства» стала источником вдохновения для художников-ткачей – Ранди Стутсгард, Хелле Баслунд, Анетте Бендиксен. Тема «Передавая традицию» представлена такими мастерами, как Блесбьерг Эром, Санне Рансбю, Анет Брусгаард, Ане Хенриксен, которые по-разному связаны с текстильной традицией. Так, композиция шпалеры работы Анетте Блесбьерг Эром «Зеленая земля» вдохновлена впечатляющим пейзажем в Мексике, что отражено в выборе пряжи и красок. Художник использует технику традиционного гобеленового ткачества, когда в процессе ткачества отдельных участков между ними образуются открытые пространства (техника «реле»). Вертикальные щели становятся важной частью композиции и создают практически трехмерный эффект.

Раздел «Воспоминания» проиллюстрирован работами Кари Гуддаль, Шарлотте Шрёдер и Анн Слот, использующими воспоминания, как темы для своих шпалер. Печальная ситуация в сегодняшней Сирии, где простые люди страдают от гражданской войны, волнует шпалерного художника Шарлотте Шрёдер. В течение пяти лет она неоднократно путешествовала по Сирии, делая наброски повседневной жизни, которую видела вокруг себя. В некоторых мировых культурах белый цвет означает скорбь. В шпалере «Возвращение в Дамаск», вытканной белым по белому, выражено ощущение грусти и пустоты от потери. В то же время шпалера – память о тепле и гостеприимстве, которые она встречала в Сирии повсюду. Однако белая шпалера – это еще и отсылка к белым камчатным скатертям из льна, которые называют дамаск (город Дамаск в Средневековье был центром текстильного производства и торговли).

Раздел «Природа – культура» показан работами Анне Бьёрн и Ханне Скюум, которые черпали у природы впечатления для своих сюжетов. Еще одна интересная тема «Свет» – естественный и искусственный. Главный источник света на Земле – солнце. Эту тему предлагают четыре различных интерпретации притягательности света художниками-ткачами Берте Форкхаммер, Анетте Грое, Йенни Хансен и одной из приглашенных художниц Грете Сёренсен. Шпалерное ткачество в последние десятилетия переживает трудный период, многие традиционные мануфактуры прекратили производство стенных ковров уже в 1980х годах. Среди причин, которые привели к такому положению, было отсутствие спроса, шпалеры вышли из моды и редко использовались дизайнерами в интерьерах. Однако эта мода не прижилась в холодных странах - в Скандинавии, Балтийских странах и Петербурге до сих пор сохранилась традиция шпалерного ткачества. Скандинавские дизайнеры создали после второй мировой войны новое направление в прикладном искусстве, главной идеей которого стала выразительность простых форм, красота натуральных материалов и доступность, что предполагало промышленное тиражирование.

Все это, в сочетании с архитектурным пространством и северной природой создает неповторимое очарование скандинавского дизайна.

Куратор выставки – Татьяна Николаевна Лехович, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения. К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2015).

Выставку «Современные датские шпалеры» сопровождает большая образовательная программа, включающая в себя лекции куратора, мастер-класс в залах выставки, а также проведение коллоквиума-круглого стола, посвященного современному шпалерному ткачеству с участием экспертов из Дании и России. На открытии и в образовательной программе участвуют художники-ткачи, работы которых представлены на выставка в Зимнем дворце.
platonov@imsi.ru

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Поле не заполнено или содержит недопустимые символы.
Имя: E-mail:
Комментарий:
  Сообщать о новых комментариях.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...