Скрыть результаты поиска
Архив Выставки
Спасибо. Ваш голос принят!

История Эрмитажа в зеркале витрин

2015-03-30 12:04

Более пятидесяти витрин из коллекции одного из старейших музеев в Европе, а также фотографии и рисунки из собрания Эрмитажа демонстрируют эволюцию музейного пространства со времен Екатерины II до начала XXI века.

Идея сделать экспозицию на основе музейных витрин была предложена знаменитым голландским архитектором Ремом Колхасом, а редчайшее эрмитажное собрание позволило кураторам выставки воплотить её в виде масштабной панорамы жизни музея на протяжении его долгой истории. Одна из главных тем выставки – музейное пространство как особое художественное и историческое явление, отражающее важные социальные и культурные идеи. Ключевые тенденции европейской культуры и капризы политической жизни России нашли своё отражение в формах, материалах, конструкциях и декоре витрин. Витрины были важной составляющей концепции музейного пространства.

Выставка акцентирует художественное значение витрины: она демонстрирует витрину как важный ориентир в мире искусства, не ограниченный функциональным предназначением. В отличие от современного выставочного оборудования, первые шкафы-кабинеты изготавливались мебельщиками и краснодеревщиками и сами по себе являлись произведениями прикладного искусства.

Самые ранние и редкие витрины, представленные на выставке, относятся ко времени Екатерины II и Александра I. Они были созданы лучшими мебельщиками Санкт-Петербурга, основными исполнителями заказов императорского двора – Христианом Мейером и Генрихом Гамбсом. Изделия Мейера производили не менее сильное впечатление, чем сами коллекции просвещенной императрицы. Особенно выделялись его «кабинеты наподобие столов», выполненные в традиции музейной мебели кунсткамер XVII века.

В мастерской Гамбса в 1811 году появилась необычная форма витрины в виде треугольной пирамиды, которая впоследствии несколько раз повторялась при создании эрмитажных витрин. В архитектурный проект Нового Эрмитажа, исполненного по заказу Николая I, архитектор Лео фон Кленце включил беспрецедентное количество музейного оборудования, благодаря которому подчеркивалась идея гармонии между экспонатами и окружающим пространством. Наиболее полного воплощения своего замысла Кленце достиг в интерьерах первого этажа, где размещалось собрание скульптуры и памятников античности. В проект «Зала греко-этрусских ваз» (ныне Двадцатиколонный) был включен гарнитур витрин, которые своими формами и декором напоминали древнегреческую мебель.

В наши дни интерьер этого зала приобрел особенную ценность: он является редким и исключительным примером музейного пространства середины XIX века, где полностью сохранился весь ансамбль интерьера. Скромный вид музея конца XIX-начала ХХ века свидетельствовал о возросшей роли экспоната, по сравнению с музейным пространством и средствами экспонирования. Обретая рациональные формы, музейные витрины становились более приспособленными для выполнения главной функции – служить максимально удобному осмотру коллекции.

Эта тенденция сохранялась и в советский период, когда в музейном оборудовании использовались стилистические черты конструктивизма, декоративный минимализм и подчеркнутая функциональность, что позволяло направить все внимание посетителей на восприятие экспонатов. Помимо специализированных музейных витрин, выставка демонстрирует витрины из частных собраний, которые поступили в Эрмитаж, в основном, после национализации 1920–1930-х годов. Они использовались для хранения личных коллекций, минералов, драгоценностей, украшений, отличались более пышным декором и были выполнены с применением разнообразных техник и дорогих материалов. Большой интерес вызывают витрины, изготовленные Христианом Мейером: дорожная витринка Павла I и «минеральные ящики» для маленьких минеральных коллекций дочерей Павла Петровича.

Данная выставка, главной темой которой является история музейного пространства Эрмитажа, а единственными подлинными экспонатами - исторические витрины, впервые обращает внимание зрителей на одну из важнейших сторон жизни музеев - сохранение уникальности их художественной среды. Куратор выставки - Татьяна Борисовна Семенова, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2014), предваряемый вступительной статьей Генерального директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского.
platonov@imsi.ru

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Поле не заполнено или содержит недопустимые символы.
Имя: E-mail:
Комментарий:
  Сообщать о новых комментариях.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...